Что Вы хотите узнать о своем интеллекте? Можете ли Вы им гордиться, и скромно, но с достоинством, в беседе со своими знакомыми упоминать свой IQ или задумываетесь над тем как его развить?
В своей ежедневной практике клинический психолог, профессионально владеющий психодиагностическими методиками, исследует интеллект для решения разных клинических задач. Например, при уточнении диагноза или при выздоровлении пациента (клиента), при оценке трудоспособности или пригодности к службе в армию и многих других. Что же касается исследования интеллекта здорового человека, то актуальным может стать мотив самопознания для решения вопросов профориентации, выбора сферы обучения, профессиональной деятельности, самореализации, развития своих способностей для повышения своей эффективности, успешности.
Итак, интеллект – это комплексная характеристика, определяющая общую способность к пониманию, совокупность всех познавательных функций от простых (ощущения и восприятия) до более сложных (мышления и воображения).
Известно ли Вам, что различают вербальный и невербальный интеллект? В методике Д.Векслера, хорошо известной в кругу профессионалов, исследуют эти два компонента, суммарная оценка которых и дает понимание об уровне IQ (коэффициенте интеллекта) человека. Общая интеллектуальная оценка у двух людей может быть одинаковой, однако их способности могут существенно различаться в уровне.
Для примера приведу простое сравнение преобладающего в структуре интеллекта компонента: вербального или невербального. Так, у человека с более высоким невербальным интеллектом (PQ) по сравнению с вербальным могут отмечаться хорошая острота восприятия, зрительно-моторная координация, развитые способности конструктивного праксиса, пространственного и эвристического мышления, скорости образования навыка.
В свою очередь, высокий вербальный интеллект (VQ) предполагает наличие хорошего практического мышления, основанного на успешно усвоенных социальных навыках, помогающего ориентироваться в различных житейских ситуациях, а также хорошие способности вербализовывать (озвучивать в речи) свои мысли, демонстрируя богатый словарный запас и культуру речи.
Особо оцениваются «пики» интеллектуального профиля, т.е. отдельные наиболее развитые способности человека. Например, может обнаружиться, что у Вас самыми «сильными» являются способности абстрактно-логического вербального мышления, что позволяет Вам оперировать категориальными понятиями, устанавливать логические связи и отношения, мыслить «высокими» категориями, проводить простые и сложные аналогии. У другого человека на первый план могут выступать характеристики общеобразовательного уровня, свидетельствующие о его широком кругозоре, начитанности, сформированных представлениях о научных понятиях разных направлений (например, в биологии, истории, литературе).
Важным достоинством теста Д,Векслера, на мой взгляд, является то, что он позволяет оценить и уровень эмоционального (EI) или так называемого социального интеллекта, в отличие от многих других интеллектуальных тестов (Айзенка, Кеттела, матрицы Равена), которые измеряют в основном логические и аналитические способности человека. Специальные задания в методике Векслера помогают узнать о возможностях человека в восприятии и осознании своих эмоций, в управлении своими чувствами для эффективного решения задач, в понимании мотивов, намерений своих собственных и других людей, в улавливании морального, юмористического, этического подтекста ситуаций или событий.
Конечно, нужно отметить, что эмоциональный интеллект связан с эмоционально-личностными особенностями человека. Поэтому для более полного исследования EI необходимо комплексная диагностика, включающая изучение личности: психотип человека с преобладающим у него мотивом в деятельности, типом отношения с окружающими, степенью эмоциональной устойчивости, определенной тенденцией к боязливости, склонности быть опекаемым или к решительности, самостоятельности и независимости.
Психодиагностика — это очень большой и интересный мир открытий, которые Вы можете сделать для себя в ходе увлекательного тестирования. Ведь согласитесь, что понимание себя, своей индивидуальности – это важный шаг к осознанной, успешной, счастливой жизни. Не так ли это?